Достоевский Идиотъ - официальный сайт группы
Кто мы?  |  О нас пишут  |  Песни  |  Фото  |  Видео

Дождь черных кошек, падающих с небес перед самым концертом в ясную погоду - один из характерных символов удачи, сопутствующих музыкальным перформансам «Достоевского Идиота», взявшего за основу концепцию Рихарда Вагнера о тотальном искусстве - т.е. искусстве, впервые в Новое Время концептуально соединившем пластический, изобразительный, поэтический и, конечно, музыкальный жанры (трактат «Художественное произведение будущего», 1850 г.). Иначе и не может, вероятно, быть в конце 20-го века с его постмодернистской ситуацией и стремлением вернутся к объединенному ритуальному искусству, которое вновь стартовало в афро-джазовых перформансах «Art Ensemble of Chicago», прошло через европейский театр абсурда 1960-х и разлилось наконец массовым и дешевым тиражом в урбанистических брейк-дансе, а затем и рейв-культуре, Зритель-слушатель-участник, пришедший на шоу «Достоевского», видит перед собой группу музыкантов, загримированных не то в трупы или мумии, не то в фантики из-под конфет, играющих то тяжелую «экстремальную» музыку, то слегка извращенное зажигательное «диско», доводя этой сменой жанров публику до напряженного невроза. Мало того, боди-арт, в живую гуляющий среди публики, беременная женщина, пишущая на сцене огромную картину, и некоторые другие «спец-эффекты» являют собой развлечение настолько эстетичнски пугающего, что оно странным образом начинает претендовать на некий единый глубинно-нравственный смысл. Но какой же именно?

И что же, кроме неслыханной претензии, кроется в самом названии группы? Причем претензии даже психологически опасной, ибо кто знает, не засветится ли мрачный отблеск судьбы этого больно страдавшего человека на всем, что делается арт-объединением «Достоевский»? Может быть, какая-то часть ответа кроется в том, что участники группы живут в тех же дворах-колодцах того же города, и особенно в той его части, которая называется «Петербург Достоевского».

Кроме того, участники группы, собственно как и все «россияне», вновь, как и Достоевский, опять заново столкнулись с ситуацией разрушения социума традиционного перед лицом наступившего капитализма, с бунтом маленького человека, лишившегося предшествующего культурного фундамента и создающего теперь свою, агрегатно-неупорядоченную эстетику «помойной корзины». Так вот, участники группы глубоко ощутили эту новую свободу с ее индустриальным трагизмом, балаганными цирками, комико-мифологическими персонажами и инфернальными чертиками типа Фердыщенко (роман «Идиот»), активно участвуя в восприятии и всенародном творении заново этой опять новой для России Западной культуры, будь то «тяжелая» индустриальная музыка, progressive rock или «новая музыка».

Однако в названии «Достоевский» кроется и более узкий, музыкальный смысл: разве не Достоевский первым в европейском искусстве отказался от классического принципа единства времени, места и действия, став одним из первых разрушителей классической эстетики и создателем «новой» культуры (причем в это же время его идейный антипод Рихард Вагнер делал точно такой же переворот в музыке)? Ведь фразы Достоевского вроде «уже потом он вспоминал, как думал о том, чту из этого дальше выйдет» - типичный пример эмоционального, а не логического способа отражения времени, где разрозненные интервалы фактически слиты только единством переживания, причем получившееся из этого будто бы случайное эклектическое нагромождение эпизодов поначалу пугало и читателей, и критиков, и особенно самогу автора («Дело», №2-4; «Новости», 1880, с.347; Ф.М.Достоевский, Письма, II, с.358; IV, с.57).

Но именно в этом и заключается современное музыкальное мировоззрение в части мелодики, фразировки и музыкального времени с его эклектическим коллажированием, полиритмией, прерванными и затем тиражируемыми отрезками мелодий и другими столь же характерными чертами, которым арт-группа «Достоевский» уделяет совершенно подчеркнутое внимание. Именно по этим причинам группа старается работать в разных музыкальных жанрах, отталкиваясь от тяжелого рока и рейв-культуры в сторону агрессивно-тяжелых маршей с симфоническим оттенком, вписываясь, однако по своему инженерно-звуковому инструментарию в институт современной популярной музыки с его широкой аудиторией, уже более тридцати лет назад привыкшей к громкому звучанию и воспринимающей музыку преимущественно нижними слоями коры головного мозга.


Яндекс.Метрика
Copyright © 2009-2017 dostoevskyidiot.ru webmaster(s). All rights reserved.